История

"Эрланген - это город, который благодаря своему выгодному географическому положению и привлекательности, а также вследствие процветания в нем торговли, университета и фабрик, имеет по сравнению с другими городами существенные преимущества. Эрланген настолько отличается как внешними, так и внутренними достоинствами, что он по праву может быть назван одним из красивейших городов Европы"- так записано в адресной книге от 1775 года.

Эрланген - провинциальный город, но открытым миру он был уже в самом начале своём. Небольшой посёлок у подножия Бургберга, о котором впервые упоминается в 1002 году, но который на основании своего названия "Эрл-ванг" и покровительства Святого Мартина без сомнения значительно старше, был расположен на пересечении важной магистральной дороги, простирающейся с севера на юг через всю Германию, и транспортной линии, соединяющей запад с востоком и ведущей от Рейна до Верхнего Пфальца и в Богемию. Благодаря своему открытому географическому положению маленький церковный поселок Эрланген имел огромное стратегическое значение.

Однако после перехода города в руки вновь основанного епископства Бамберг в 1017 году, "вилла Эрлангон" была передана забвению.

И лишь один раз в 1063 году молодой король Генрих IV на несколько дней остановился в королевском дворе своего министериала - рыцаря Эрлангенского. По сравнению с другими городами, такими как Форххейм, Бамберг, Нюрнберг, Эрланген был забытым провинциальным городом, и поэтому, епископ Бамберга согласился уступить его.

Для кайзера Генриха IV Эрланген имел важное стратегическое и геополитическое значение, он служил плацдармом на р. Регниц. После 1361 года был заложен Новый город, с сегодняшней площадью Мартина Лютера в качестве рыночной площади и ратушей в центре, с сорока домами и церковью Святой Богородицы, которая вскоре получила права приходской церкви.

Но вскоре Эрланген оказался во власти одной династии, а именно Гогенцоллеров, которые впоследствии оказали значительное влияние не только на историю Франконии, но и всей Германии. Несколько лет спустя после года 1400-го Гогенцоллеры получили город Эрланген в залог от богемского короля Венцеля. Эрлангену приходилось страдать от постоянных распрей между маркграфами Ансбаха - Байройта и имперским Нюрнбергом. В одной военной сводке от 1449 года вкратце сказано: "... и сожгли рынок в Эрлангене и устроили тяжелый грабеж". Эрланген был несколько раз покорен и разграблен нюрнбергцами, а затем оккупирован, став на некоторое время загородной резиденцией Нюрнберга.

В тридцатилетней войне Форххейм полностью сжег Эрланген. Для восстановления города многие жители разъезжали по стране и собирали деньги, а потом снова возвращались домой, так как эрлангенцы всегда возвращаются в свой родной город. Настоящие эрлангенцы являются "гнездарями". Восстановление города шло быстрыми темпами и с таким блеском, что его иногда сравнивали "со святым городом Иерусалимом". Бургберг (гора с крепостью) соответствовал горе Елеанской, холм Святого Мартина - холму Голгофа и долина р. Швабах - с ручьем Кидрон. Так как при закладке церкви присутствовал сам государь маркграф Христиан Эрнст город был назван Христиан - Эрланг.

Маркграф Христиан Эрнст фон Байройт открыл свою страну беженцам из Франции, после того как Людовик XIV отменил указ Нантеза Так, после 1686 года в нескольких метрах к югу от старого города возник город гугенотов "Христиан Эрланг", по праву признанный "одним из лучших и интереснейших сооружений в стиле барокко".

В основу плана города , по всей вероятности, был положен план французского города Витри Лефрансе, а строительство шло под управлением байтройского зодчего Рихтера, поэтому Эрланген - это общее дело франконцев и французов.

Целый ряд привилегий получили французские и немецкие поселенцы от владетельного князя. На основании этих привилегий город "Христиан - Эрланг" как бы стал демократическим государством внутри абсолютистского. Кальвинистам была предоставлена свобода вероисповедания и свобода совести; у них была своя французская школа и некоторые достойные подражания социальные учреждения, которые как и другие стояли под защитой и руководством церковного совета и собрания членов общины, во главе которой стояли три немецких и три французских бургомистра. К 1700 году молодой город насчитывал уже почти 1400 жителей, среди которых было не столько богатых купцов, сколько беглых ремесленников, которые были все же специалистами и распространяли в Эрлангене новые технологии.

Эрланген вскоре прославился тремя отраслями промышленности: чулочной, шляпной и перчаточной. В 1712 году в городе работало уже более 160 вязальных машин, 50 лет спустя - 580 машин, на которых чулочники вязали до 420 тыс. пар чулок в год и экспортировали их через посредство оптовых торговцев во все страны Европы. До начала 19 столетия перчаточная мануфактура принадлежала исключительно гугенотам и их потомкам. Наполеоновские войны положили конец этому прибыльному экспортному промыслу; недолгим было и существование Эрлангенской мануфактуры Гобелен.

Как город мануфактур и ремесла, как процветающий город промышленного экспорта, Эрланген в 18 веке вышел за пределы своих прежних границ, так что для жителей новых городских кварталов необходимо было построить "немецкую реформаторскую церковь" и "немецкую лютеранскую церковь".

Освобождению от провинциальной узости способствовали в значительной степени переселение во дворец маркграфского двора и возвеличивание Эрлангена в шестую столицу страны и резиденцию главного управителя владения, поэтому франконское дворянство начало переселяться в Эрланген и строить здесь свои дворцы, такие, как Эглофштейн, Штуттергейм, Буиретте, Левених или Гросс фон Торккау. Вокруг широко раскинувшегося дворцового сада возникли Маркграфский театр, танцзал, протестантская церковь и оранжерея, в которой вскоре разместился "анатомический театр".

С дворянским образом жизни в прежнюю жизнь промыслового трудолюбия и пуританской дисциплины был внесен новый обогащающий элемент. "Эрлангенская маркграфиня" поддерживала постоянные связи со знатью города, приглашая ее на свои торжества и очаровывая всех своим образованием и сердечностью.