English version ¬ерси€ дл€ слабовид€щих
ƒень ѕобеды
Ќовости
√ород
√лава города
јдминистраци€
—овет
ќткрытые данные
¬идеотрансл€ци€
Ѕезопасный город
»нформаци€ дл€ населени€
Ёкономика и городское хоз€йство
»нвестиционна€ де€тельность
«емлепользование и градостроительна€ де€тельность
—оциальна€ сфера
ћеждународные отношени€
«акупки и торги
ѕартнеры
 онтрольно-счетна€ палата
–еализаци€ национальных проектов
—оглашение на обработку персональных данных
ѕолитика администрации города ¬ладимира в отношении обработки персональных данных

ќбжалование нормативных правовых актов

ѕор€док обжаловани€ муниципальных правовых актов

—тать€ 2 ‘едерального закона от 06.10.2003 є131-‘« «ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации» (далее – ‘« є131-‘«) определ€ет, что муниципальный правовой акт Ц это решение по вопросам местного значени€ или по вопросам осуществлени€ отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправлени€ федеральными законами и законами субъектов –оссийской ‘едерации, прин€тое населением муниципального образовани€ непосредственно, органом местного самоуправлени€ и (или) должностным лицом местного самоуправлени€, документально оформленное, об€зательное дл€ исполнени€ на территории муниципального образовани€, устанавливающее либо измен€ющее общеоб€зательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Ќормативный правовой акт Ц это письменный официальный документ, прин€тый (изданный) в установленном пор€дке управомоченным органом местного самоуправлени€ или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. ¬ свою очередь, под правовой нормой прин€то понимать общеоб€зательное предписание посто€нного или временного характера, рассчитанное на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц.

ѕор€док обжаловани€ нормативных правовых актов регулируетс€ главой 21  одекса административного судопроизводства –‘ (далее Ц  ј— –‘)

¬ соответствии с положени€ми ст. 208  ј— –‘, с административным исковым за€влением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратитьс€ лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые €вл€ютс€ субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаютс€ их права, свободы и законные интересы.

јдминистративное исковое за€вление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действи€ этого нормативного правового акта.

ѕо делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть прин€ты встречные административные исковые требовани€.

ѕри рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значени€, суде автономной области, суде автономного округа, в ¬ерховном —уде –оссийской ‘едерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образовани€, ведут дела через представителей, отвечающих требовани€м, предусмотренным статьей 55  ј— –‘.

ѕодведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных стать€ми 18,20,21  ј— –‘, рассматриваютс€ районным судом в качестве суда первой инстанции.

јдминистративные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, представительных органов муниципальных образований подсудны ¬ерховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значени€, суду автономной области и суду автономного округа

‘орма административного искового за€влени€ должна соответствовать требовани€м, предусмотренным части 1 статьи 125  ј— –‘.

¬ административном исковом за€влении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

  1. сведени€, предусмотренные пунктами 1,2,4,8 части 2 и частью 6 статьи 125  ј— –‘;
  2. наименование органа государственной власти, органа местного самоуправлени€, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, прин€вших оспариваемый нормативный правовой акт;
  3. наименование, номер, дата прин€ти€ оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликовани€;
  4. сведени€ о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец €вл€етс€ субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  5. сведени€ о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегос€ в суд, нарушены, а при подаче такого за€влени€ организаци€ми и лицами, указанными в част€х 2,3,4 статьи 208  ј— –‘, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое за€вление, нарушены, или о том, что существует реальна€ угроза их нарушени€;
  6. наименование и отдельные положени€ нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  7. ходатайства, обусловленные невозможностью приобщени€ каких-либо документов из числа указанных в части 3насто€щей статьи;
  8. требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству –оссийской ‘едерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

  административному исковому за€влению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаютс€ документы, указанные в пунктах 1,2,4,5 части 1 статьи 126  ј— –‘, документы, подтверждающие сведени€, указанные в пункте 4 части 2 насто€щей статьи, а также копи€ оспариваемого нормативного правового акта.

јдминистративные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваютс€ судом в срок, не превышающий двух мес€цев со дн€ подачи административного искового за€влени€, а ¬ерховным —удом –оссийской ‘едерации в течение трех мес€цев со дн€ его подачи.

ѕри рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд провер€ет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваютс€. ѕри проверке законности этих положений суд не св€зан основани€ми и доводами, содержащимис€ в административном исковом за€влении о признании нормативного правового акта недействующим, и вы€сн€ет обсто€тельства в полном объеме.

ќб€занность доказывани€ обсто€тельств возлагаетс€ на орган, организацию, должностное лицо, прин€вшие оспариваемый нормативный правовой акт.

ќтказ лица, обратившегос€ в суд, от своего требовани€, а также признание требовани€ органом государственной власти, органом местного самоуправлени€, уполномоченной организацией или должностным лицом, прин€вшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой об€занность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

”трата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрени€ административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием дл€ прекращени€ производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

—оглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

ѕо результатам рассмотрени€ административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимаетс€ одно из следующих решений:

  1. об удовлетворении за€вленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаетс€ не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дн€ его прин€ти€ или с иной определенной судом даты;
  2. об отказе в удовлетворении за€вленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаетс€ соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

≈сли при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, вы€вленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной част€х решени€ по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

–ешение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по истечении срока, установленного  ј— –‘ дл€ апелл€ционного обжаловани€, если оно не было обжаловано (в течение тридцати дней со дн€ прин€ти€ решени€ в окончательной форме).

¬ случае подачи апелл€ционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрени€ судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. ¬ случае отмены или изменени€ решени€ суда первой инстанции определением суда апелл€ционной инстанции и прин€ти€ нового решени€ оно вступает в законную силу немедленно.

¬ случае признани€ судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положени€ не могут примен€тьс€ с указанной судом даты.

¬ случае признани€ судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут примен€тьс€ также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизвод€т содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

–ешение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным прин€тием такого же акта.

¬ случае, если в св€зи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части вы€влена недостаточна€ правова€ урегулированность административных и иных публичных правоотношений, котора€ может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправлени€, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, прин€вшие оспариваемый нормативный правовой акт, об€занность прин€ть новый нормативный правовой акт, замен€ющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

¬ступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представител€ми и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваютс€ решением суда.


ќпубликовано: 09.11.2011 10:30:00 
»зменено: 29.01.2016 10:48:33 
¬нимание! ‘ункционал сайта vladimir-city.ru собирает метаданные вновь зашедших пользователей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) - это необходимо дл€ корректной работы ресурса, если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, то должны покинуть сайт.